Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, инициативности, ответственности.
Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, инициативности, ответственности.
Трудовая деятельность для ребенка — не рабство, это — способность обслужить самого себя, одеться, сложить свою одежду, убрать за собой бокал, аккуратно разложить игрушки на полках, протереть пыль.
Интерес дошкольников к профессиям способствует развитию у них желание отобразить действия, характерные данной профессии, в игре.
Нет смысла навязывать, как правильно поступать, если ребенок не видит этого в окружающей естественной обстановке. Личный пример взрослых и осознание ребенком того, какую пользу приносят его действия для него самого и окружающих. Цель приобщения дошкольника к труду— содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
В группах мы используем следующие виды трудовой деятельности:
Самообслуживание. С самого раннего возраста приобщаем ребенка к труду. Дети дошкольного возраста вполне способны выполнить элементарные трудовые поручения. Только это должно происходить постоянно, системно, таким образом, будет вырабатываться привычка аккуратности и опрятности. Следим за качеством выполнения трудовых действий, поддерживаем стремление ребенка к качественному выполнению трудовых действий.
Хозяйственно-бытовой труд. Дети убирают на место игрушки, книги, постирать кукольную одежду, сервировать стол для кукол и для себя, подмести дорожки.
Труд в природе. Совместно со взрослым поливают комнатные растения, высаживают луковицы, семена, собирают урожай. Благодаря этим простым действиям, дети еще учатся устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к объектам живой и неживой природы.
Ручной труд. Дошкольники с интересом знакомятся с различными материалами и их свойствами, способами сбора природного материала, его обработки. Осуществляют мелкий ремонт книг, игрушек .
Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». Дети выполняют действия в привычных, естественных для них условиях, благодаря этому у детей вырабатывается привычка. И ребенок способен без указаний, подсказок и дополнительной помощи со стороны взрослых, убрать за собой игрушки, помыть руки перед едой, без побуждения поблагодарить за помощь других детей или взрослых. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
Трудовая деятельность дошкольников способствует развитию самостоятельности, ответственности, установлению положительных взаимоотношений в коллективе детей, умение ставить цели, находить способы их достижения, добиваться результата и анализировать его, определяя причины того или иного результата. Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками.




